Нехитрые расчеты показывают, что стоимость годового абонемента в фитнесс-клуб сравнима со стоимостью велосипедного тренажера. Еще немного инвестиций в турник в дверном проеме и тогда про потные качалки, где на велосипедистов смотрят с нескрываемым пренебрежением, можно совсем забыть. Турник у меня уже есть, пришло время и для велосипедного тренажера.
Выбирать между различными производителями долго не пришлось — голландская компания Tacx давно известна своими велостанками. Тот же Сергей Курдюков на станке Tacx тренируется, да и многие команды в профессиональном пелетоне используют эти тренажеры для разминки. Цена такой популярности — 12 моделей Tacx, среди которых сам черт ногу сломит.
Принцип работы велосипедного станка
Местом крепления велосипеда в станке является ось заднего колеса. В комлекте со станком приходит специальный ексцентрик с металлическими гайками, которые точно ложатся в стаканы зажимных муфт.
К заднему колесу снизу прижимается валик элетромагнитного тормозного устройства или электромотора. На бюджетных моделях, к которым можно отнести линейку тренажеров Blue и станки Satori, Booster, Flow, i-Flow и i-Vortex, — установлены электромагнитные тормоза. На более дорогих моделях — Bushido, i-Genius используют электромагнитные моторы.
Валик тренажера так же соединен с массивным маховиком, который выступает в роли инерционного тела и сглаживает реакцию электромагнитного тормоза на изменения в скорости вращения колеса. Роль маховика заключается и в том, чтобы накапливать и симулировать кинетическую энергию поступательного движения, которой, конечно же, не может быть на стационарном тренажере.
Кривая скорости-мощности и недостатки електромагнитных тормозов с постоянными магнитами
В основе работы электромагнитных тормозов лежит принцип индукционных токов, которые, согласно правилу Ленца, направлены таким образом, чтобы минимизировать причины их возникновения — переменное внешнее магнитное поле.
Заднее колесо велосипеда вращает металлический валик с диском, рядом с котором расположен магнит. Во время вращения диска магнитное поле меняется, что приводит к появлению индукционных токов. Направление этих токов таково, что при взаимодействии с внешним магнитным полем, силы действующие на токи, стараются замедлить вращение диска, а следовательно и велосипедного колеса.
В качестве источника магнитного поля можно использовать постоянные или электро магниты.
В случае с постоянными магнитами, которые можно найти на моделях Blue, Satori и Booster, “сопротивление” станка контролируется расстоянием между магнитом и вращающимся диском. На практике это означает, что дискретные позиции рычага управления будут перемещать диск по отношению к магниту.
Безусловным преимуществом постоянных магнитов является то, что станки на их основе могут работать абсолютно автономно — без подключения к электросети. Среди недостатков стоит отметить характерную линейную зависимость мощности от скорости, которую демонстрируют тормоза на основе таких магнитов.
В реальной жизни, кривая скорости-мощности носит нелинейный характер, где основным источником нелинейности является слагаемое пропорциональное кубу скорости — сопротивление ветра. Я промоделировал две кривых: для велосипедиста, который едет по равнине и для велосипедиста, который поднимается в 8% подъем. Параметры для модели, такие как масса велосипедиста, сопротивления качения, фронтальная площадь велосипедиста и коэффициент аэродинамического сопротивления, я взял средними по палате, поэтому на абсолютные значения в Ваттах равняться не стоит, но принципиальное поведение кривой будет знакомо каждому вело любителю — переходя рубеж 30 км/час на равнине, для дальнейшего увеличения скорости, велосипедисту требуется больше энергии, чем когда скорость была 25 км/час. Для велосипедиста, который едет в горку, “рубеж нелинейности” начинается позже, но тоже имеет значение.
Зависимости мощности от скорости для модели Satori, показаны на графике рядом с тем, что посчитал я. В англоязычном интернете “электромагнитные” кривые критикуют говоря, что magnetic brakes are not progressive.
На практике заставить бюджетные тренажеры Tacx вести себя нелинейно довольно просто — скорость вращения колеса регулируются переключателем передач на велосипеде, а переключатель Tacx, в этом случае, будет переводить с одной кривой скорости-мощности на другую. .
Тренажеры с электромагнитами и примитивным интеллектом
Велотренажеры Flow, i-Flow, i-Vortex оснащены электромагнитами, где сопротивление контролируется током через магнитную катушку. Благодаря тому, что сила тока может меняться непрерывно, на таких станках можно тренироваться в режиме “постоянной мощности”, где сопротивление тормоза меняется в зависимости от скорости вращения колес. Функция эрготренировок позволяет позиционировать станки Flow, как эрготренажеры (ergotrainers).
Режим, при котором сопротивление станка можно выбирать дискретно тоже доступен и, в этом случае, тренировка будет мало отличаться от той, которую предлагают Blue, Satori и Booster.
Во время тренировки на экран панели управления будут выводиться параметры скорости и мощности. Для считывания пульса и каденса придется купить периферийные устройства, которые совместимы с протоколом Tacx, так как ANT+ не поддерживается.
С технической точки зрения главным недостатком Flow является необходимость постоянного подключения к электросети. Для тех, кому лишь зиму пережить — это не проблема, но увлеченным спортсменам хотелось бы иметь возможность брать с собой станок для разогрева перед гонкой.
Умный и автономный тренажер с моторчиком
Отсутствие автономности было решено в модели эрготренажера Bushido. Электромагнитные тормоза заменили на электромагнитный мотор с контролируемым через компьютер маховиком.
Электромагнитный мотор так же стал выполнять функции генератора энергии, который питает всю систему, кроме миникомпьютера — последний питается от батареек.
Миникомпьютер тоже стал “умнее” по сравнению с тем, что можно найти на Flow. Теперь в самом компьютере можно выбрать 99 тренировочных програм, которые автоматически будут контролировать сопротивления мотора.
Общение между миникомпьютером и мотором происходит по собственному, Tacx only, протоколу ANT. По этому же протоколу тренажер может общаться и с персональным компьютером — для этого предусмотрен USB-ANT dongle и довольно кривой софт, котрый матерят все кому не лень.
Считывать данные с тренажера используя стандартный протокол ANT+, по которому работают устройства Garmin, — не представляется возможным, поэтому про ведение журнала и анализ тренировок в пакетах сторонних производителей — Garmin Connect, Strava, Training peaks, Golden Cheetah, Rubi Track можно забыть и это очень серьезный недостаток, особенно учитывая цену на этот станок.
i-Tour de France с друзьями — тренажеры с виртуальной реальностью
Для этих тренажеров (кроме i-Vortex) понадобиться не только постоянное подключение к электросети, но и подключение к компьютеру. При этом поддержка Mac OS не предусмотрена, а Parallels я снес в тот же день, как закончил свою непродолжительную академическую карьеру и возвращаться к Windows, по крайней мере дома, у меня нет никакого желания. Цены на “виртуальные” тренажеры тоже кусаются, так что вероятность того, что я куплю один из них, довольно мала.
Дверь в мир виртуальной велореальности открывает тренажер i-Flow, который является версией компьютеризированного станка на основе обычного эрготренажера Tacx Flow. Технические характеристики остались теми же (максимальная мощность, вес маховика), но подключение к компьютеру теперь позволяет создавать тренировки, которые будут автоматически контролировать сопротивления электромагнитного тормоза.
Поддержки ANT+ у этого тренажера нет, поэтому, для полноценного анализа тренировочного процесса придется дополнительно закупиться каденс-сенсором и пульсометром, которые совместимы с протоколами Tacx.
Обычный эрготренажер Flow можно самому конвертировать в i-Flow, купив пакет Upgrade i-Flow 1925.
Функция виртуальной реальности (VR) позволяет ездить по виртуальным трассам популярных велогонок. На экране компьютера будет воспроизводиться анимированная дорога, профиль которой будет автоматически контролировать сопротивление на тренажере. Тренажер i-Flow, который приходит с подставкой под руль, будет даже вибрировать, если маршрут проходит по брусчатке. Подставку под руль можно купить и отдельно, называется она — VR Steering Frame T1905.
Модель тренажеров классом выше — i-Vortex, позиционируется, как VR тренажер с возможностью использования без подключения к компютеру. Кроме более мощного мотора единственное, что отличает этот тренажер от Flow — это поддержка протокола ANT+ по которому работают устройства Garmin. Это важное улучшение, так как сэкономленные деньги на периферийных устройствах (каденс сенсор, пульсометр) могут вполне оправдать разницу в цене между i-Flow и i-Vortex.
Связь, как с компьютером, так и с электромагнитным тормозом, в отличии от i-Flow, происходит беспроводно, по протоколу ANT+, что добавляет этому тренажеру еще и эстетической ценности.
i-Genius является флагманом продуктовой линейки Tacx и занимает место на вершине пирамиды не только по цене, но и по технологиям, которые можно найти в этом тренажере.
Электромагнитный мотор этого тренажера способен не только тормозить, но и ускорять, симулируя тем самым поведение велосипеда на спуске. Не знаю на сколько это нужная функция, но в погоне за максимально точным воспроизведением велосипедной динамики все средства хороши.
Что такое контролируемый компьютером маховик можно только догадываться, но, скорее всего, эта функция предназанчена для более точного воспроизведения настоящей динамики педалирования при различных сопротивлениях.
Тренажер требует подключения к електросети, но не столько для питания, сколько для возврата электричества, которое генерируется во время тренировки и возвращается в сеть благодаря функции Power Back.
Тренажер продается с полным програмным обеспечением для функций виртуальной реальности и вся связь между компонентами тренажера и компьютером беспроводная, по протоколу ANT+
Кроме всех i-функций и VR примочек, Tacx предлагает еще и подписку на сервис Multiplayer, который позволяет гоняться в виртуальном мире против своих товарищей. Такой себе xBox для велосипедистов. Пакет Multiplayer доступен для всех i-тренажеров.
Геометрия каркасов и поддержка колес разного диаметра
При всем при том, что линейка тренажеров Tacx состоит аж из 12 моделей, с визуальной точки зрения все они очень похожи. Причиной тому является использование всего 3-х конструкций каркаса:
1. Blue — этот каркас можно найти на всех Blue-моделях
2. Cycleforce — Flow и i-Flow. Этот каркас немного пружинит во время педалирования
3. Satori — этот каркас используется на всех остальных моделях
Все тренажеры Tacx можно использовать как с 26” так и с 28” дюймовыми колесами. Единственное, что отличается, так это реализация. На тренажерах Blue, Satori и Flow придется использовать набор переходников, в то время как геометрия моторов на Booster, Bushido, i-Vortex и i-Genius позволяет подстраиваться под различный диаметр колес благодаря удобному переключателю.
Так что же выбрать?
Тут уж каждый решает сам. Я купил Tacx Flow, хотя меня абсолютно устроили бы и Satori и Booster, особенно принимая во внимание их автономность.
Просмотров: 447
Отзывы о статье: 0 (читать все отзывы о статье, добавить отзыв о статье)
Дата: 17.01.2020